ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ

admin

Все мы желаем своим детям добра. Мы беспокоимся и переживаем о них. Мы хотим, чтобы они были счастливыми и успешными людьми. Когда приходит время нашему малышу идти в школу, мы стараемся выбрать самую лучшую. А что такое  для родителей «лучшая школа»? Конечно же, та, где наш ребенок получит глубокие и разносторонние знания! Но мало кто из родителей задумывается о том, как повлияет учеба ребенка на его здоровье.

К выводу, что процесс обучения оказывает на здоровье детей не всегда положительное воздействие приходили многие ученые еще в девятнадцатом веке. Были выявлены так называемые школьные болезни, а именно близорукость, сколиоз, неврастения и анемия. Это название дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы».

Если уж  школьники девятнадцатого века были перегружены получе-нием информации, то, что уж говорить про учеников 21 века, с их интенси-фикацией обучения?

Вот перечень причин ухудшения здоровья учеников современной школы:

– стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний.

– недостаток физической активности детей.

– неправильная организация питания (невозможность школьников полу-чать горячее питание в школе, хотя энергетические затраты современного ученика весьма ощутимые).

– чрезмерная интенсификация обучения.

– неспособность многих учителей найти индивидуальный подход к учащимся.

Объем учебной программы и ее насыщенность не всегда соответствует возрастным возможностям детей. Но пальма первенства по травматичности для здоровья  детей принадлежит общей системе организации учебного процесса и проведения уроков многими учителями.

Давайте обратим наше внимание на расписание уроков.

Внизу приведены шкалы трудности предметов для младших и старших классов.

Шкала трудности предметов для младших классов

(по В.И. Агаркову)

№ п/п  Предмет            Баллы

1             Математика     8

2             Русский (национальный) язык               7

3             Природоведение          6

4             Русская (национальная) литература  5

5             История (4 класс)          4

6             Рисование и музыка    3

7             Труд      2

8             Физкультура    1

Шкала трудности предметов для старших классов

(по И.Г. Сивкову)

№ п/п  Предмет            Баллы

1             Математика, русский (национальная школа)               11

2             Иностранный язык       10

3             Физика, химия                9

4             История              8

5             Родной язык, литература         7

6             Естествознания, география, ОБЖ         6

7             Физкультура    5

8             Труд      4

9             Черчение          3

10           Рисование         2

11           Пение  1

Все знают, что способность человека максимально концентрировать свое внимание в течение дня меняется. У школьников младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит врабатывание в учебный процесс. На втором и третьем уроке она повышается и к  четвертому уроку снова понижается. Самый низкий уровень работоспособности у детей наблюдается на последнем уроке.

Трудные предметы необходимо включать в расписание вторыми или третьими уроками, но не первым и не последним. Также нежелательно ста-вить два или три трудных урока подряд. Необходимо чередовать трудные и легкие предметы. Например, математика, иностранный язык чередуются с историей, географией.

В средних и старших классах динамика работоспособности носит другой характер. На четвертом уроке работоспособность ученика снижается, на пятом, благодаря включению компенсаторных механизмов, она повышается, а на шестом уроке – резко падает.

Соответственно выглядит динамика работоспособности в течении недели. Понедельник – врабатывание в учебный процесс. Вторник, среда – дни наиболее активной работоспособности. Четверг – работоспособность падает, а наиболее низкий ее уровень в пятницу.

А теперь откройте дневник вашего ребенка и посмотрите, как обстоят дела с расписанием у вас. У моего сына-девятиклассника первым и вторым уроками в понедельник (!) и четверг стоят алгебра и геометрия, последними химия и география. Зато в среду из сложных предметов один иностранный язык. Можно сделать вывод, что расписание в нашей школе составлялось исходя, скорее всего не из интересов здоровья детей.

Так обстоят дела в обычной общеобразовательной школе. А что же тогда говорить о школах нового типа – гимназиях и лицеях? По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и региональных институтов, фактическая нагрузка в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2 – 6,7 часов в день; в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день; в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. А если к этому прибавить время, затраченное на подготовку домашнего задания, то получится, что рабочий день ученика составляет: 9–10 часов в начальной (!!!) школе, 10–12  – в основной и 13–15 часов в средней школе. Плата за багаж полученных знаний – детское здоровье.

Конечно же, это совсем не означает, что детям не нужно посещать школу. Знания важны и нужны. Однако родителям стоит задуматься, перед тем как выбрать ребенку школу: а как в ней заботятся о здоровье учеников? Что помимо знаний ребенок получит (или оставит) в ней?




coded by nessus


количество просмотров заметки: 2 037

Комментарии: Нет"

Комментариев нет.

Оставить комментарий
Имя : 
E-mail : 
URL : 
Комментарий :